- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

На нервной почве вопросы безопасности не решаются

Nordenato1m_x220 [1]Лев Воронков, эксперт РСМД, Д.и.н., в.н.с. Центра североевропейских и балтийских исследований, профессор каф. европейской интеграции МГИМО (У) МИД России.

Уже несколько послевоенных десятилетий, включая годы «холодной войны», североевропейский регион остаётся относительно стабильным и мирным. Ответственные политические руководители стран Северной Европы предприняли важные инициативы в начале 1990 годов, нацеленные на то, чтобы распад Советского Союза и становление новой России не оказали дестабилизирующего влияния на обстановку в регионе. Они непосредственно участвовали в учреждении по периметру границ североевропейских государств основанных на консенсусе международных форумов сотрудничества с участием России, как Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева/Евроарктического региона и Арктический совет, предусматривавших широкое трансграничное сотрудничество между всеми государствами-членами. Эти трансграничные связи продолжают плодотворно развиваться и в настоящее время.

Весьма полезное взаимодействие России с североевропейскими странами отражается в четырёх партнёрствах, созданных в рамках «Северного измерения», которые занимаются вопросами транспорта и логистики, окружающей среды, культуры, здоровья и социального благополучия населения. В заявлении «Видение Арктики», одобренном консенсусом министерской сессией Арктического совета в шведской Кируне в мае 2013 года с участием министров иностранных дел пяти стран Северной Европы, России, США и Канады, подчёркивалось, что в центре усилий стран-членов «дальнейшее развитие Арктического региона как зоны мира и стабильности. Мы убеждены, что нет таких проблем, которые мы не могли бы совместно решить путём сотрудничества, на основе существующего международного права и доброй воли».

Фундаментальным интересам стран и народов Северной Европы отвечает сохранение и упрочение зоны мира и стабильности в регионе. Это далеко не означает, что в них не имеется политических сил, готовых поддержать вступление Финляндии и Швеции в НАТО и поспособствовать глубокой интеграции этих государств в военно-политические структуры Североатлантического договора, как, впрочем, и весьма влиятельных политических и общественных кругов, которые выступают решительно против такого развития событий.

Прошлое коалиционное правительство Швеции, весьма благожелательно относившееся к изменению шведской традиционной политики, активизировало связи с альянсом, но поставить вопрос о членстве в НАТО не решилось. Трудно убедить шведов, которые в 2014 году отметили двухсотлетие неучастия страны в войнах, в том, что теперь традиционная политика неучастия страны в блоках требует коренного пересмотра.

Недавно премьер-министр Финляндии Александр Стубб высказал мнение, что новое правительство страны, которое будет сформировано после апрельских выборов в парламент, должно поднять вопрос о вступлении страны в НАТО. Очевидно, он считает, что Финляндия сильно укрепит свою безопасность и возможности дальнейшего развития весьма выгодного для неё сотрудничества с Россией, если превратиться в страну-члена НАТО, имеющую общую границу с Россией протяжённостью в 1300 км. С ним не согласились не только министр иностранных дел Э. Туомиоа, но и участники февральского опроса общественного мнения в стране, проведённого финским центром экономических исследований EVA: присоединение к НАТО поддержали лишь 26% граждан страны.

Как ведущие государства-члены альянса, так и финские и шведские сторонники членства этих двух северных стран в НАТО стремятся держать «на плаву» эту тему, постоянно подбрасывая в «топку» общественных дискуссий различные, но не отличающиеся разнообразием поводы для них. Главным образом, это запугивание населения угрозами, которые, якобы, исходят от современной России. Поэтому наличие таких постоянно инспирируемых и навязываемых обществу дискуссий далеко не означает широкой поддержки идей членства в НАТО в шведском и финском обществе.

Недавний приход к власти социал-демократического правительства в Швеции произошёл под аккомпанемент компании вдруг появившихся в шхерах близ Стокгольма иностранных подводных лодках, в которых проницательные шведские военные безошибочно распознали российские лодки, правда, не сумели привести серьёзных доказательств своим домыслам. Впрочем, они и не требуются, так как воздействие на общественное мнение и давление на пришедшее к власти правительство в необходимом духе уже состоялось.

Не отказываясь от провозглашённой в 2006 году и дополненной в 2009 году норвежской правительственной программы развития северных регионов страны, в которой Россия провозглашена ключевым партнёром в её практическом осуществлении, и не свёртывая её, пришедшее к власти в Норвегии после последних парламентских выборов правительство консерваторов ужесточило ритуальную воинственную антироссийскую риторику, скорее, в угоду своему главному военно-политическому союзнику – США, чем из-за возросших реальных опасений «российской угрозы». Норвегия присоединилась к санкциям против России – ключевого партнёра в осуществлении правительственной программы развития северных районов страны, продемонстрировав, что её правительству не чужды элементы политического мазохизма.

Объявленные министром обороны Норвегии Ине Эриксен Серейде планы повысить готовность вооружённых сил страны «к оперативной реакции на возможные события» трудно назвать экстраординарными, так как министерство обороны любой страны должно заниматься подобными вещами постоянно. Министр объявила также о намерении активизировать военное сотрудничество с Эстонией, Латвией и Литвой, что, очевидно, должно было звучать угрожающе.

Оценки происходящих в странах Северной Европы текущих событий целесообразно давать с учётом долгосрочных процессов развития. В среде их политических лидеров и широкой общественности уже давно прочно утвердилось убеждение, что совместное солидарное отстаивание совпадающих интересов малых стран региона по международным проблемам более результативно, чем усилия отдельных государств. Тесное сотрудничество по международным вопросам и координация внешнеполитических действий позволяют северным странам выступать в качестве влиятельного содружества государств, постоянно наращивающего свой политический вес на международной арене, и эффективно обеспечивать как свою национальную независимость, так и государственный суверенитет. Хотелось бы специально подчеркнуть, что субрегиональное внешнеполитическое сотрудничество развивается вне рамок Североатлантического договора. В вопросах, по которым позиции североевропейских государств разнятся, они выступают самостоятельно и независимо друг от друга.

Получившие впечатляющее развитие интеграционные процессы в субрегионе нацелены на то, чтобы с помощью присущих интеграции мер постоянно расширять сферу общих или совпадающих интересов «пятёрки» североевропейских государств по базовым вопросам и тем самым создавать постоянно укрепляющуюся основу для дальнейшего углубления их внешнеполитического взаимодействия, куда более прочную, чем зыбкая основа политических договорённостей.

Как известно, в 2009 году страны Северной Европы заключили соглашение о сотрудничестве в области обороны (NORDEFCO), в рамках которого каждая из них вправе выбирать сферы и объёмы такого сотрудничества. Созданное объединение – не военный альянс, оно допускает двустороннее взаимодействие между отдельными северными странами по интересующим их вопросам, а также участие в нём других стран.

Хотелось бы в этой связи напомнить, что страны Северной Европы стали уделять повышенное внимание прибалтийским государствам с первых дней обретения ими независимости, развитию с ними различных форм взаимодействия. Сотрудничество северных и балтийских государств приобрело организационные рамки, проводятся постоянные встречи премьер-министров, министров иностранных дел, отраслевых министров, а также чиновников. C 1996 по 2003 гг. сотрудничество с балтийскими государствами осуществлялось, в частности, в рамках миротворческого батальона балтийских стран (БАЛТБАТ), продолжают функционировать единая система наблюдения и контроля за воздушным пространством (BALTNET), общая Балтийская морская эскадра (BALTRON) и оборонный колледж Балтийских стран (BALTDEFCOL) в Тарту. Швеция, Финляндия и Норвегия вместе с Эстонией, Латвией и Литвой, а также Ирландией входят в Северную боевую группу, созданную в рамках Общей внешней политики и политики безопасности ЕС, и сотрудничают в её рамках в выполнении миротворческих «Петерсбергских задач».

Расширение через различные формы взаимодействия сфер общих или совпадающих интересов северных и прибалтийских государств призвано пополнить североевропейскую «пятёрку» тремя дополнительными странами с целью постепенного формирования влиятельного блока их восьми малых европейских государств, солидарно выступающих по тем международным проблемам, по которым их позиции близки или совпадают, и наращивающих таким образом свой политический вес на мировой арене. Пока они находятся лишь в начале этого длинного пути, так как североевропейские интеграционные процессы косвенно затрагивают прибалтийские государства. Поэтому намерения Норвегии активизировать военное сотрудничество с прибалтийскими государствами вполне вписывается в эту долгосрочную североевропейскую стратегию и в условия, оговорённые в NORDEFCO, а поводом для конкретных действий в этой области послужил украинский кризис.

/http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5382#top [2]/