Арктика: темп возвращения.

Александр Тихонов, «Красная звезда», 31 октября 2013 г.

Как уже сообщала «Красная звезда», первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Аркадий Бахин и заместитель главнокомандующего ВВС генерал-майор Сергей Дронов проинспектировали ход работ по восстановлению аэродрома Темп на острове Котельный (архипелаг Новосибирские острова) и аэродрома Тикси. В составе группы был корреспондент «Красной звезды». Его репортаж мы предлагаем вниманию читателей.

От Тикси до аэродрома Темп на острове Котельный – 540 км. Садимся в «чебурашку-Аннушку» – Ан-72, и самолёт уходит в серое-серое небо. Час и десять минут нам лететь над снежным и ледяным, местами уже застывшим, морем Лаптевых, которое, впрочем, и не видать из-за облачности.

Эта «Аннушка» уже в возрасте – 1990 г. выпуска. Однако на аэродром Темп ей летать до этого не приходилось. Последние годы сюда вообще никто на самолётах не летал. Ан-72 для взлёта и посадки необходимо 1.200 м, а личный состав оперативной группы под командованием полковника Руслана Барилова, высадившейся на острове в сентябре и сразу приступивший к работам, восстановил ВПП длиною 1.590 м. Так что взлётно-посадочной полосы на восстановленном аэродроме для Ан-72 хватает с запасом.

005_2_x660

Час с небольшим полёта проходит быстро, и Ан-72 заходит на посадку. Метеоусловия над аэродромом – простые, так что сама небесная канцелярия благоволит лётчикам и всем пассажирам на борту самолёта. До исторического факта приземления на Темп остаются считаные минуты, затем секунды… Есть касание! Не пробежав и 400 метров, самолёт остановился. Нет, не зря первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Аркадий Бахин ещё в сентябре, когда наша оперативная группа только высадилась с кораблей на остров, приглашал совершить этот полёт через месяц. Задача по восстановлению аэродрома, поставленная Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами России Владимиром Путиным, выполнена. Вот состав экипажа, который совершил первый в истории новой России полёт на аэродром Темп: лётчик-инструктор подполковник Андрей Колосовский, штурман-инспектор подполковник Вадим Громов, командир экипажа капитан Антон Тюрин, штурман корабля капитан Денис Попов, бортинженеры майор Владимир Харченко и капитан Владимир Рыбалкин.
Приняв устный доклад от начальника авиационной комендатуры полковника Барилова, первый заместитель министра обороны сразу же вместе с заместителем главнокомандующего ВВС генерал-майором Сергеем Дроновым и полковником Бариловым на вездеходе отправился осматривать взлётно-посадочную полосу и установленное аэродромное оборудование.

IMG_7625-550_x660

Когда в сентябре корабли Северного флота доставили на остров Котельный отряд численностью около 150 человек, 40 единиц техники, а также специальное оборудование и жилые модули для создания на острове авиационной комендатуры и для восстановительных работ на взлётно-посадочной полосе, она представляла собой чреду промоин глубиной до метра и длиной до 12 м. Их методично начали засыпать грунтом, затем выравнивать грейдерами. За полтора месяца был выполнен громадный объём грунтовых работ, итогом которых стало восстановление ВПП длиной 1.590 м и шириной 50 м. Кроме того, восстановлены средства связи, радиотехнического обеспечения полётов, светотехническое оборудование.

s_8_x660

Пока первый заместитель министра обороны осматривал результаты восстановительных работ, мы с коллегами из других средств массовой информации остались на месте в ожидании ещё одного без преувеличения исторического события – финального этапа первого совместного учения военно-транспортной авиации и Воздушно-десантных войск по десантированию на остров Котельный грузов парашютным способом. Ждать оставалось минут двадцать…

Чуть выше линии горизонта сначала появился дымовой шлейф. Это к месту выброски первых двух грузовых платформ точно в расчётное время подходил первый Ил-76. Вскоре стали различимы его контуры… До момента выброски двух платформ с остро необходимыми комендатуре грузами оставалось меньше минуты.

– Вместе с лётчиками ВТА мы приняли решение на десантирование груза и сегодня десантируем весьма необходимые грузы для личного состава, который здесь дислоцируется: продовольствие и оборудование, – поясняет начальник отдела воздушно-десантной подготовки командования ВДВ полковник Михаил Осипенко.

Командир корабля 1-го экипажа (в связи с тем, что самолёты ВТА, задействованные в выполнении этой сложной задачи, осуществляли длительный перелёт из Пскова через Иваново в Тикси и далее на выброску над аэродромом Темп, на обоих бортах было по два экипажа) подполковник Игорь Волосков уверенно вёл свой Ил-76 к точке выброски. Эту точку во взаимодействии с руководителем выброски на земле майором Сергеем Миколайтисом определял штурман 1-го экипажа – штатный штурман полка ВТА майор Павел Проскурин.

Задача Проскурину выпала не из лёгких. Во-первых, за всю новейшую историю России ни разу в высоких широтах на аэродром Темп не сбрасывали груз на парашютных системах. Во-вторых, в этих широтах не функционирует GPS и ГЛОНАСС, и штурманам приходилось работать только по радиолокационным ориентирам. В-третьих, в отличие от Европы, здесь нет метеостанций, не производится зондирование по текущей погоде, поэтому, подлетая к установленному месту приземления груза, нужно оперативно с борта самолёта определить скорость и направление ветра, после чего вычислить точку выброски. Ошибиться над Темпом нельзя, потому что выброска осуществляется на лёд, и груз должен приземлиться именно туда, где толщина льда выдержит его вес. Наконец, груз в первом транспортнике просто-напросто тяжелее, чем во втором…

И вот платформы П-7 на высоте 600 м по очереди отделяются от самолёта, вытяжные парашюты раскрывают многокупольные системы над каждым контейнером, и они начинают плавный спуск под воздействием сил тяжести, инерции, заданной самолётом, и внезапно усилившегося ветра (на фото). Слава богу, скорость ветра не превысила 10 м/с и десантирование не пришлось отменять.

Предварительно на земле, точнее на льду, место приземления было определено и обозначено крестом из полотнища красного цвета 10х10 м. Прямо в крест и положил первый контейнер майор Проскурин. Именно по точности приземления первого, самого важного груза, и определяется качество выполнения такой задачи. Майор Проскурин – на этот раз в высоких широтах – снова подтвердил: в ВТА служат профессионалы высокого класса.

Для того чтобы контейнеры со второго самолёта не были бы сброшены точно в те места, что и с первого, руководитель выброски принял решение осуществить её со второго самолёта правее линии захода. Так и сделали. Обе платформы, сброшенные со второго самолёта, легли на лёд. Задачу авиаторы выполнили классно, красиво, точно и, как показалось с земли, легко и непринуждённо. Подполковника Волоскова, майоров Проскурина и Миколайтиса мы уже упомянули. Вот имена остальных членов экипажей двух Ил-76, мастерски выполнивших первую в XXI веке выброску грузовых платформ на аэродроме Темп – капитаны Сергей Сенников и Олег Гирсов, старший лейтенант Виталий Суханов, старший сержант Владимир Никитин; майоры Руслан Торсуков и Михаил Масленников, старшие лейтенанты Никита Власов и Радик Яковлев; подполковник Юрий Линевич, капитаны Александр Переведенцев и Владимир Мошковский, старший лейтенант Сергей Тихоненко и лейтенант Сергей Федосеев, прапорщик Александр Сафонов; майор Юрий Черкасов, капитаны Андрей Савицкий и Юрий Рягузов, старший лейтенант Михаил Краснов.

– Назовите, пожалуйста, в газете всех лётчиков, штурманов, бортинженеров, борттехников по авиадесантному оборудованию и радистов, – попросили командиры экипажей. – Каждый из них внёс персональную лепту в решение этой сложнейшей задачи.
Итак, личный состав авиационной комендатуры в количестве 32 человек, находящийся на острове Котельном в длительной командировке, благодаря авиаторам и десантникам пополнил свои запасы. Хотя они и так внушительны: продуктов – годовой запас, ГСМ (бензина, дизтоплива и авиакеросина) – тоже. Когда так говорят, имеют в виду, что этих запасов хватит до следующего северного завоза, который, как известно, производится раз в год.

Приняв доклад об успешном завершении совместного учения по доставке груза на Темп и высоко оценив действия лётчиков и десантников, генерал армии Аркадий Бахин приступил к осмотру остальных объектов аэродромной инфраструктуры.
Пока личный состав авиационной комендатуры живёт в утеплённых и отапливаемых палатках, но уже в ближайшее время переселится в здание (на фото), о котором нужно сказать особо. Вообще, здесь, на 75-й широте, всё нужно строить по-особому: и взлётно-посадочную полосу аэродрома, и здания.

Здание для авиакомендатуры построили, точнее, собрали специалисты Вологодского завода строительных конструкций и дорожных машин (ОАО «СКДМ»). Производством зданий контейнерного типа (блок-контейнеров) на этом предприятии начали заниматься в 1987 г. Подобные экологичные и экономичные строительные технологии в странах Европы и Америки применяются уже давно, однако у нас они и сегодня не получили широкой известности среди населения. А вот в районах нефте- и газодобычи, на золотых приисках нашей страны с этими технологиями знакомы хорошо. Специалисты ОАО «СКДМ» из мобильных быстровозводимых зданий контейнерного типа «МобиКон» в прошлом году построили целый посёлок для золотоискателей в Магаданской области на 1.500 человек, чуть раньше – вахтовые посёлки для нефтяников и газовиков в районах месторождений углеводородов. Сейчас возводится (точнее будет сказать, собирается) городок для рабочих строящегося на Ямале мощного завода по производству сжиженного природного газа. Одним словом, опыт у предприятия в строительстве зданий и сооружений в сложных климатических условиях имеется, и со стороны Министерства обороны разумно было им воспользоваться.

Итак, здание, где будут жить и служить наши военнослужащие на аэродроме Темп, состоит из 13 блок-контейнеров размером 12х3 м каждый. Основу конструкции типового блок-контейнера составляют панели основания, покрытия и стеновые панели, соединённые между собою сваркой. Каркас панели – из бруса и стального профиля. Панель имеет наружную и внутреннюю обшивки, негорючий утеплитель отечественного производства URSA PureOne и пароизоляцию между утеплителем и внутренней обшивкой. Кстати говоря, этот утеплитель отвечает самым жёстким экологическим нормам, поскольку не содержит в себе фенолформальдегидных смол и поэтому применяется даже в строительстве детских садов.

Представители предприятия, демонстрируя возведённое специалистами ОАО «СКДМ» здание первому заместителю министра обороны, заверили, что и при 55-градусном морозе в помещениях будет тепло. Разумеется, при подаче тепла, которое тут обеспечивается за счёт электричества, вырабатываемого дизель-генераторами. Причём если столбик термометра вдруг опустится ниже 55 градусов мороза, достаточно будет увеличить подачу электроэнергии на электроконвектор.

Интересно строители предложили решить проблему водообеспечения. Они установили снегоплавильную установку «Горыныч», которая позволяет получать воду и из снега, и из морского льда. Её протестировали, она работоспособна. Однако пока что «Горынычу» кушать нечего – выпадавший снег сметало ветром, и он в смеси с грунтом был немного серым. До большого чистого зимнего снега личный состав пользуется запасом привозной воды.

В вечной мерзлоте здания обычно строят на сваях, однако на Котельном принято другое инженерное решение. Фундаментом для здания авиаторов на аэродроме Темп стала каркас-рама из металлического профиля (швеллеры и двутавровые балки) высотою 2 метра. Для установки этого каркаса требовалось только выровнять площадку. А столь внушительная высота необходима для того, чтобы входную дверь не заметало снегом зимою и к дверям и окнам здания непросто было бы наведываться белым медведям. Чтобы мишка не смог продавить стену, наружная стена каждого блок-модуля изготавливается из достаточно толстой стали.

Белых медведей с момента высадки военнослужащие комендатуры видели неоднократно. Но лишь однажды зверь посетил лагерь, точнее сказать, пересёк его территорию и ушёл восвояси. Личный состав комендатуры тогда поднялся было в ружьё, но поскольку медведь спокойно покинул территорию лагеря, применять оружие для защиты от хищника не было никакой надобности.

– Главное – не прикармливать белых медведей, не выбрасывать объедки, которыми умки могли бы поживиться, – поясняют авиаторы. – Иначе привыкнут сюда ходить – не отвадишь. А зверь – он и в Африке зверь, и в Арктике.

Что правда, то правда. Это для жителей остальной России мишка на Севере – название шоколадных конфет. Здесь, на аэродроме Темп это самый большой хищник из тех, которые водятся на суше. На Новосибирских островах популяция «белых братьев» нашего бурого топтыгина весьма велика. С ними держать ухо надо востро, тем более что собаки, которые прибились к военным и живут на аэродроме, на «проверявшего» комендатуру белого медведя никак не среагировали.

Из трёх псов, что живут теперь на аэродроме, один ещё совсем щенок. Прозвали его Темпом. Однажды он чуть не задохнулся, засунув голову в пластиковую бутылку из-под еды. Хорошо, что заместитель командира батальона майор Роман Некрылов заметил это и освободил незадачливого кутёнка. Две других собаки – Кирпич и Шашлык – уже взрослые. На улице пока не мёрзнут, хотя в этом году ещё пурги не было.

Полковник Руслан Барилов рассказал, что здесь, на Темпе, есть специальная инструкция о том, как вести себя при встрече с белым медведем. В частности, с целью соблюдения мер предосторожности при ведении любых работ назначается старший с оружием. – Опасность, исходящую от белых медведей, я бы не стал преувеличивать, – говорит полковник Барилов. – В конце концов они тут хозяева, а мы вроде как у них в гостях. Так что будем договариваться.

Впрочем, вернёмся в новое здание. Оно одноэтажное, состоит из двух зон: жилой и рабочей. Рассчитано на 32 человека. В каждой жилой комнате площадью 15 квадратных метров установлены две двухярусные кровати, два шкафа для одежды, журнальный столик, четыре тумбочки и табуретки. Ещё в здании есть столовая с помещениями для приготовления и приёма пищи, медицинский блок, душевая, туалет. Помимо внутреннего теплоизоляционного слоя толщиной 150 мм строители добавили ещё один теплоизоляционный 100-миллиметровый слой снаружи. Поэтому в здании и вправду тепло, что в этих краях – главное.

Осмотрев каждое помещение, генерал армии Аркадий Бахин сделал ряд замечаний. Он, к примеру, поинтересовался, сможет ли выдержать электросеть полную нагрузку тех электроприборов, которые установлены в здании (электропечь и несколько холодильников в столовой, стиральные машины в постирочной, освещение, утюги, водонагреватели в душе и т.д.), и отдал распоряжение полковнику Барилову проверить перед приёмкой здания электросеть при полной нагрузке в течение нескольких часов. Очень удивился первый заместитель министра обороны, когда увидел в столовой алюминиевую посуду и заметил по этому поводу, что в Вооружённых Силах от неё уже отказались, а здесь на новый объект её почему-то завезли. Да и линолеум в помещениях могли бы постелить более дорогой и качественный. По временной схеме пока решена проблема септика. Сейчас строители занимаются устранением замечаний, после чего можно будет принимать объект в эксплуатацию и переселяться из палаток. И быт поднимется на новый уровень, перестав быть походно-полевым.

Военнослужащие авиакомендатуры стойко переносят тяготы и лишения жизни и службы без семей в тяжёлых условиях Арктики. Они ни на что не жалуются, в том числе и на здоровье. За трёхмесячный период командировки серьёзных заболеваний и травм у личного состава авиакомендатуры не фиксировалось. Дай бог, чтобы медицинская помощь и не потребовалась. А если вдруг возникнет ситуация, когда без неё не обойтись?
Как пояснил представитель Главного военно-медицинского управления полковник медицинской службы Альсим Харисов, на аэродроме Темп военная медицина представлена начальником медслужбы майором Александром Поповым и старшим лейтенантом Прохоровым. Попов прибыл с должности хирурга Наро-Фоминского гарнизонного госпиталя, Прохоров – с Чукотки. Медпункт сейчас развёрнут в составе автоперевязочной, укомплектован всем имуществом и расходными медицинскими инструментариями и препаратами. На Темпе врачи могут оказать санитарную помощь: перевязать рану, наложить гипс, временно остановить кровотечение, устранить асфиксию (удушье). Стоматолог штатом не предусмотрен, однако перед отправкой в командировку все военнослужащие проходили санацию полости рта.

– На Темпе мы планируем развернуть медпункт, в составе которого будет кабинет врача, процедурная-перевязочная и лазарет, – говорит полковник Альсим Харисов. – Штатом предусмотрен начальник медпункта (врач) и его помощник (фельдшер). Для усиления будем привлекать специалистов из Военно-медицинской академии, работать они будут вахтовым методом.

В таких отдалённых местах очень эффективно использовать возможности телемедицины, о чём напоминал военным медикам на одном из селекторных совещаний министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу. В режиме радиосвязи консультации с врачами на Большой земле возможны, пояснил полковник медслужбы Харисов, а вот для телемедицины на Темпе пока нет видеооборудования. Нужно его завозить, устанавливать, отлаживать и быть готовыми воспользоваться этими телекоммуникационными технологиями для сохранения здоровья военнослужащих, которым выпала непростая миссия возобновлять присутствие России в Арктике.

Первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Аркадий Бахин в сопровождении начальника авиакомендатуры полковника Руслана Барилова осмотрел каждый объект Темпа: взлётно-посадочную полосу и установленное на ней оборудование, жилые палатки и здание, куда в ближайшее время должен переехать личный состав, узел связи, автопарк с палаткой, где в тепле производится ТО и при необходимости ремонт техники, склад ГСМ… Перед строем личного состава комендатуры он поблагодарил военнослужащих за проделанную работу, заверив, что руководство Министерства обороны вопросы обеспечения деятельности аэродрома Темп будет и в дальнейшем держать под пристальным вниманием.

– Вы знаете, что буквально несколько месяцев назад Президентом РФ – Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами России принято решение о развитии аэродромной сети в арктической зоне, – напомнил первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Аркадий Бахин, отвечая на вопрос одного из коллег-журналистов. – Вот мы в кратчайшие сроки и восстанавливаем в Заполярье аэродром. Министр обороны поставил задачу главнокомандующим ВВС и ВМФ в кратчайшие сроки организовать доставку грузов и обеспечить жизнедеятельность направленного сюда личного состава. Была создана комендатура, и в течение короткого срока – практически за полтора месяца – проделана громадная работа по восстановлению ранее существовавшего здесь аэродрома. Около 8,5 тыс. т грунта было перевезено, выровнены площадки, созданы инфраструктура жизнедеятельности и всё техническое обеспечение для приёма самолётов.

– Мы сюда сегодня прибыли с целью, прежде всего, посмотреть на жизнь и быт личного состава, изучить его нужды, увидеть, что нужно сделать, чтобы помочь людям в создании комфортных бытовых условий, – продолжил первый заместитель министра обороны РФ. – Вторая, не менее ответственная задача – отработать элемент действия сил военно-транспортной авиации и Воздушно-десантных войск по десантированию грузов. Она выполнена в полном объёме.

В последующем, по словам генерала армии Аркадия Бахина, инфраструктура Темпа будет наращиваться и развиваться. Здесь появится зона радиотехнического обеспечения, возможность оказания помощи при выполнении задач на Северном морском пути – как военных, так и гражданских. Затем первый заместитель министра обороны с аэродромного узла связи доложил министру обороны РФ генералу армии Сергею Шойгу о проделанной работе (об этом докладе уже сообщала «Красная звезда»), после чего дал команду командиру Ан-72 на взлёт.

Учитывая планы Министерства обороны по усилению военной составляющей в Арктике на 2014 г., генерал армии Аркадий Бахин по поручению министра обороны 30 октября осмотрел ряд военных и социальных объектов в Тикси. Уже в следующем году в этот северный посёлок городского типа прибудут около 200 семей военнослужащих. Где им жить? Достаточно ли в Тиксинской школе и детском саду мест для их детей? Какие из военных объектов, оставшихся в Тикси с прежних времён, можно и нужно использовать, какими станут объёмы и сроки предстоящих ремонтных работ? На какой территории оптимально разместить формируемые воинские части, в каких зданиях – их штабы, столовые и т.д.? Каким образом должно быть организовано впоследствии их материальное обеспечение? Для того чтобы получить ответы на все эти вопросы, генерал армии Аркадий Бахин и сопровождающие его должностные лица Министерства обороны встречались с администрацией Тикси. Затем посетили местную школу, военный городок, осмотрели жилые дома, в свободные квартиры которых после необходимых ремонтных работ можно будет заселить семьи военнослужащих. Тут же первый заместитель министра обороны с администрацией посёлка решил вопрос о резервировании этих квартир для военнослужащих.

Проблемы, конечно же, есть. Например, сейчас из-за неработающего детсада, который в апреле был передан из военного ведомства местной администрации, мамы и папы ходят на службу и на работу в воинскую часть вместе с детворой. Буквально на этой неделе родителям сказали, что в садике разморожена система отопления. Если так, придётся всё восстанавливать.

Кроме заселённых домов, в которые подаётся тепло и где имеются пустующие квартиры, в посёлке есть и брошенные пятиэтажки, которые уже не подлежат восстановлению. Их надо сносить, и о том, как это сделать наиболее эффективно, тоже шёл разговор с местной администрацией. На территории посёлка много металлолома, который весьма портит картину…

Отдельный вопрос – состояние аэродрома в Тикси. «Аэродром болеет» – такими словами охарактеризовал его нынешнее состояние заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами генерал-майор Сергей Дронов. Состояние взлётно-посадочной полосы позволяет осуществлять приём и отправку самолётов, и в то же время кое-где ВПП проседает. Причина, по мнению местных специалистов, кроется в изменении первоначального проекта, когда по каким-то соображениям отказались от строительства рва вокруг аэродрома, который отводил бы всю воду в период снеготаяния. Вместо этого сделали перепуски под ВПП, где и началось со временем движение грунта.

Исправлять ситуацию можно будет после тщательной экспертизы. Эксперты работу на ВПП провели, однако пока их заключения нет. Генерал армии Аркадий Бахин поручил генерал-майору Сергею Дронову связаться с руководством экспертной организации для того, чтобы ускорить процесс выработки заключения. В нормальном функционировании этого аэродрома Министерство обороны сегодня очень заинтересовано. Темпы возвращения в Арктику снижать не положено.

/www.redstar.ru, фото пресс-службы Минобороны/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru