Дмитрий Медведев

Dmitry_Medvedev_x220Председатель правительства Российской Федерации.

Из выступления на пленарном заседании Совета Баренцева/Евроарктического региона в Киркенесе (Норвегия).

…Именно здесь 20 лет назад представители России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и Еврокомиссии подписали Декларацию о сотруд#ничестве. За два десятилетия Совет Баренцева/Евроарктического региона превратился в эффективный и востребованный механизм регионального взаимодействия. Совет способствует укреплению доверия и созданию взаимоприемлемых моделей, поиску путей разрешения противоречий. Именно такой путь, мне кажется, хорошо демонстрирует тот документ, о котором говорил мой коллега Йенс Столтенберг. Я имею в виду Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, который мы подписали с ним относительно недавно.

Я убеждён, что у нашего Совета есть очень хорошие перспективы для более активной работы, для реализации совместных программ и инициатив, в том числе в формате государственно-частных партнёрств. Акцент сотрудничества должен смещаться именно в сторону конкретных проектов. Для их поддержки необходим и собственный финансовый инструментарий. Здесь есть и те предложения, которые наша делегация подготовила, есть другие предложения, они тоже вчера обсуждались. В любом случае положительных примеров в этой сфере достаточно, я имею в виду и деятельность Совета государств Балтийского моря, есть другие региональные механизмы типа Черноморского банка торговли и развития, и другие механизмы используются. Нужно будет это всё проанализировать и сделать определённый выбор. Я предлагаю поручить нашим министрам иностранных дел рассмотреть этот вопрос на предстоящей в октябре сессии.

Принципиальное значение для наращивания конкурентных преимуществ имеет развитие транспортных коммуникаций, о чём тоже вчера вечером шла речь. Мы говорили и о наземных перевозках, включая новые железнодорожные пути, и, конечно, о коммерческом освоении Северного морского пути – это кратчайший водный маршрут между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. За последние три года объём грузоперевозок по нему увеличился в 10 раз, и это очень позитивный факт.

Со своей стороны Россия будет модернизировать береговую и портовую инфраструктуру, развивать современные системы мониторинга, системы навигации и связи.

Большая транспортная доступность арктических территорий создаёт и благоприятные условия для реализации масштабных инвестиционных проектов, в том числе проектов в области минерально-сырьевой базы, углеводородных проектов, проектов по использованию континентального шельфа.

Мы исходим из того, что развитие Баренцева региона должно базироваться на принципах сбалансированности и устойчивости и самых высоких стандартов экологической безопасности. Совсем недавно, два месяца назад мы со многими из присутствующих здесь коллег встречались в Петербурге на Форуме Балтийского моря. Получилась содержательная встреча, достигнута договорённость о реализации Санкт-Петербургской инициативы. И сегодня мы, по сути, продолжаем этот диалог, находясь здесь, в Киркенесе.

D_Medvedev_Kirkenes_x660

Этот год, кстати, в нашей стране провозглашён Годом окружающей среды. Разрабатывается специальная программа по ликвидации накопленного экологического ущерба, и мы продолжаем заниматься тем, что назвали генеральной уборкой Арктики. На сегодня уже очищены Земля Александры, остров Белый. Ведутся работы на острове Грэм-Бэлл и в посёлке Андерма. Следующий этап – это остров Врангеля. Так что эта работа в нашей стране обязательно будет продолжена, мы считаем её очень важной.

В сентябре в Салехарде пройдёт Международная конференция «Арктика – территория диалога». В повестке также вопросы экологии, природоохранной деятельности. Мы приглашаем принять участие всех желающих в этой конференции. Безусловно, планы хозяйственного освоения природных богатств должны учитывать интересы и права коренных народов Севера. Считаю, что Совету и впредь следует уделять приоритетное внимание задачам сохранения их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей, помогать создавать для этого необходимые социально-экономические условия.

Ещё одно измерение нашего сотрудничества – это межрегиональные связи между 13 административно-территориальными образованиями северо-запада России, Швеции, Финляндии и Норвегии. Осенью председательство в Баренцевом региональном совете перейдёт к одному из наших регионов, это Архангельская область. Мы считаем, что такой региональный подход позволяет учитывать интересы и потребности конкретных территорий.

И, конечно, важнейшая тема – это общение между людьми, между нашими гражданами. В этом смысле, по сути, за эти 20 лет произошел просто прорыв: Норвегия и Россия сделали соответствующий шаг, подписав в 2010 г. Соглашение об упрощении поездок жителей приграничных территорий. В результате число пересечений границы существенно увеличилось. Увеличилось таким образом, что нам приходится предпринимать усилия, для того чтобы изменить ёмкости границы и чтобы эти пересечения границы были нормальными, комфортными. Только за пять месяцев текущего года этот показатель достиг на этом участке 120 тыс. человек.

Упрощённый порядок стимулирует развитие туризма, малого бизнеса, научных, культурных и образовательных обменов. Считаем, что в интересах Баренцева региона – переход к безвизовому характеру поездок…

/Правительство РФ/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru