Заправки для дронов появятся на морском дне

1a73dd83de27161ed89f7b84bcee78b7

Российские подводные роботы, работающие на арктическом шельфе, смогут пополнять запасы электроэнергии на специальных подводных электрозарядочных станциях. Как рассказали «Известиям» в Фонде перспективных исследований (ФПИ), запуск первой «подводной АЗС» намечен на 2020 год. В дальнейшем на океанском дне будет развернута целая сеть станций, представляющих собой необитаемые энергетические комплексы с атомными реакторами на борту. Обслуживать их будет специальная подводная лодка-катамаран.

Новинку создало центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) совместно с Фондом перспективных исследований. Автономный атомный подводный модуль — один из элементов глобальной системы освоения дна Мирового океана.

Станция должна обеспечить электричеством многочисленных подводных роботов, которым предстоит добывать полезные ископаемые, монтировать подводные заводы по добыче нефти и газа, а также выполнять военные функции. Например, разработка «Рубина» может быть использована в глобальной системе контроля подводной обстановки «Гармония», которую военные развертывают на дне арктических морей.

— Сейчас наш подводный энергетический комплекс сертифицирован по нормам ядерной безопасности МАГАТЭ и находится на испытаниях в Крыловском научном центре, — рассказал «Известиям» руководитель проектов группы направления физико-технических исследований ФПИ Виктор Литвиненко. — Первый серийный образец подводной атомной станции создается в рамках федеральной программы развития Арктики до 2020 года.

Внутри комплекса несколько отсеков. В одном расположен атомный реактор мощностью 24 МВт. В другом — турбогенераторная установка. Есть отсек электрооборудования и общесудовых систем, аккумуляторная и отдельное помещение с системами управления станцией и передачи данных на поверхность.

Как сообщил «Известиям» главный конструктор «Рубина» Евгений Торопов, автономность модуля составляет 30 лет. Время непрерывной работы без присутствия человека — не менее 8 тыс. часов.

Доставка на морское дно модуля и другого оборудования для развертывания рабочей инфраструктуры осуществляется специальным пилотируемым катамараном. Это еще одна подводная лодка: двухкорпусная, длиной более 18 м, она может погружаться на глубину до 400 м. По словам Евгения Торопова, между ее корпусами крепится энергетический модуль или другое техническое оборудование, которое предстоит развернуть на дне.

Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин рассказал «Известиям», что Американское агентство перспективных исследований Пентагона (DARPA) совместно с рядом частных компаний реализует программу Poseidon. По словам профессора, на ее создание ежегодно тратится около $70 млрд. Это подводный аналог системы глобальной навигации GPS. Она позволит подлодкам и беспилотникам не только ориентироваться в подводном режиме, но и обмениваться информацией.

Ожидается, что ее испытания начнутся в 2018 году. В России расходы на подобные изделия пока официально не озвучены, однако Евгений Торопов отметил, что речь идет о миллиардах рублей.

 

/izvestia.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru