Северный плацдарм

 

30 ноября 2015 г., Вадим Пономарев, expert online

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzsever1

На северо-востоке полуострова Ямал создается самый крупный в Арктике индустриально-транспортный узел. Он станет опорой дальнейшего продвижения России в глубь арктических территорий и главной точкой выхода урало-сибирских регионов в Мировой океан

Масштабы российского проникновения в Арктику поражают. Несмотря на то что некоторые нефтегазодобытчики отложили освоение морских (шельфовых) месторождений углеводородов в этом макрорегионе, ни одна компания не снизила объемы инвестиций в объекты на территории континентальной части российской Арктики — на Ямале.

Это касается и самого амбициозного российского арктического проекта создания крупнейшего в центральной части российской Арктики индустриально-транспортного узла на северо-восточной оконечности полуострова Ямал в районе поселка Сабетта. Строящийся там новый арктический порт уже стал самыми большими российскими морскими воротами на Северном морском пути. А в дальнейшем именно Сабетта будет главным плацдармом для дальнейшего комплексного освоения арктических территорий
Преображенная Сабетта

Добираться до Сабетты было тяжело и долго. Здесь нет ни железных, ни автомобильных дорог, поэтому первое время строителям крупнейшего в России арктического порта и завода по сжижению природного газа (СПГ) все грузы приходилось завозить морем в период короткой летней навигации или по зимнику, а самим добираться до места вертолетами. Однако дело того стоило. Поселок Сабетта построен на территории Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, запасы которого составляют 926 млрд кубометров газа по международной классификации. Глубина моря в этом месте (после дноуглубительных работ) позволяет подходить к Сабетте и современным грузовым судам большого дедвейта, и уникальным танкерам-газовозам типа «Ямалмакс» грузовместимостью 172 тыс. кубометров, длиной 300 метров и шириной 50 метров, и атомным ледоколам. Наконец, Сабетта располагается практически посередине Северного морского пути — кратчайшего морского маршрута между Европой и Азией вдоль российского побережья Северного ледовитого океана. То есть любое судно, вышедшее из Сабетты, может доставить груз хоть в китайский Шанхай, хоть в испанский Виго, хоть в американский Норфолк.

Поэтому за последние три года на месте маленького поселка, где в 2006 году проживало всего 19 человек, сейчас строится вахтовый городок на 20 тыс. человек, уже работает международный аэропорт, способный принимать практически все типы воздушных судов, строится электростанция мощностью 376 МВт, построено четыре грузовых причала морского порта, возведены резервуары для хранения СПГ, а из модулей началась сборка самого завода по сжижению природного газа. Сейчас на этой стройке, раскинувшейся посреди пустынной тундры, работают одновременно свыше 12 тыс. строителей. Кроме того, уже готово 39 эксплуатационных скважин на Южно-Тамбейском месторождении; в Санкт-Петербурге строятся три новых уникальных российских атомных ледокола, а в Южной Корее — танкеры-газовозы ледового класса для транспортировки ямальского СПГ потребителям (первый танкер планируют спустить на воду уже в начале 2016 года). Сам сжиженный природный газ, который будет производиться в Сабетте в объеме 16,5 млн тонн в год, уже весь законтрактован на двадцать лет вперед. «Проекты, реализуемые на территории Ямала, имеют ключевое значение в развитии арктической зоны России. Они полностью отвечают задачам стратегии развития арктической зоны и обеспечения национальной безопасности», — подчеркнул секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, проводя в начале ноября в Сабетте рабочее совещание, посвященное ходу реализации этого и других индустриально-транспортных проектов на Ямале. Вице-премьер Аркадий Дворкович в свою очередь в середине ноября заявил журналистам, что с учетом покупки китайским фондом «Шелковый путь» 9,9% акций «Ямала СПГ» (сейчас 60% принадлежит «НоваТЭКу», по 20% у Total и CNPC) «все основные вопросы по “Ямал СПГ” решены».
zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzsever_karta

Ямальский локомотив

Первый газовоз с ямальским СПГ должен отойти от терминала в порту Сабетта уже в 2017 году. Запуск «Ямала СПГ» в эксплуатацию до 2030 года принесет только региональному бюджету ЯНАО 425 млрд рублей в виде налоговых поступлений. На федеральном уровне эффект от этого проекта будет намного больше, поскольку уже сейчас в его реализации задействованы десятки отечественных предприятий. Уралмашзавод делает для проекта уникальные буровые установки «Арктика», Уральский трубный завод поставляет трубы, «Курганхимммаш» и «Корвет» — оборудование для самого завода, авиакомпании «Ямал» и «Ютэйр» возят вахтовиков. То есть строительство СПГ-завода и порта в Сабетте, как и другие ямальские индустриально-транспортные проекты, выступают локомотивом отечественной экономики.

В дальнейшем Сабетта станет главным драйвером возрождения Севморпути. Уже в прошлом году через этот порт было перевалено 2 млн тонн грузов. Это более половины всей загрузки Севморпути в 2014 году. А уже через пять лет продукция только двух новых ямальских индустриальных центров, Тамбейского и Новопортовского, увеличит загрузку СМП в шесть раз — до 25 млн тонн в год (с учетом ежегодной транспортировки 8,5 млн тонн нефти из Нового Порта).

Однако, по мнению Минтранса РФ, Сабетта способна перевалить втрое больше грузов — до 70 млн тонн в год. Но есть одно «но». «На полуостровах Ямал, Гыдан и в акватории Обской губы началось активное освоение крупнейших нефтяных и газовых месторождений с суммарным запасом газа более 20 триллионов кубометров, нефти и конденсата — более 3,5 миллиарда тонн. Однако степень развития транспортной инфраструктуры на территории автономного округа явно не соответствует масштабу реализуемых здесь экономических проектов», — отметил на недавнем совещании в Сабетте полпред президента России в Уральском федеральном округе Игорь Холманских.

Для того чтобы новый арктический индустриально-транспортный узел показал свою эффективность в масштабах России и всего мира, необходимо соединить Сабетту с единой сетью железных дорог страны. Для этого надо построить 200 км железной дороги между Бованенково и Сабеттой и 700 км железнодорожного пути между станциями Обская и Коротчаево (проект «Северный широтный ход»). И тогда по этому пути через Сабетту кратчайшим путем хлынут на мировые рынки десятки миллионов тонн российского зерна, металла и жидких углеводородов со всей Сибири и Урала. «Соединение Сабетты с железной дорогой, с Северным широтным ходом, откроет всей стране, всем компаниям ворота Севморпути в Мировой океан. И тогда наша страна, действительно получит возможность сделать мощный экономический рывок», — убежден губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

За последние несколько лет ямальские власти сделали все от них зависящее, чтобы связать Сабетту с железной дорогой. Даже построили на деньги окружного бюджета (14 млрд рублей) один из двух стратегических мостов Северного широтного хода — через реку Надым. Но пришло время включиться в этот проект и федеральному бюджету, который взял на себя обязанность построить второй стратегический мост этой трассы — через Обь. И вот тогда совместными усилиями региональных властей, федерального центра, грузоперевозчиков и нефтегазовых компаний Сабетта действительно превратится в арктический центр мирового масштаба. Потому что организация только одного нового рабочего места в Арктике приводит к появлению 14 новых рабочих мест на Большой земле.

/expert.ru/



Print This Post Print This Post
©2019 Pro-arctic.ru