- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Развитие судоходства в Арктике назвали угрозой для нарвалов и белух

74b02a98e74583a301acad3dfd441606 [1]

Развитие судоходства в Арктике может оказать влияние на обитающих там эндемиков. Как говорится [2] в Proceeding of the National Academy of Science, самыми уязвимыми перед увеличением трафика судов оказались нарвалы и белухи, а для белого медведя и нерпы риски оказались самыми низкими.

В последние десятилетия в Арктике увеличился сезон открытой воды. Вода теперь не замерзает на пять–десять недель дольше, чем в конце 70-х годов прошлого века, в связи с чем усилилось движение судов по Северо-Западному проходу через канадскую Арктику и по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России, но его потенциальные воздействия на окружающую среду пока плохо изучены. Эндемичные морские млекопитающие Арктики находятся в зоне особого риска от воздействия большого количества судов в регионе, а также от климатических изменений, вызывающих таяние льдов. Они играют важнейшую роль в коротких пищевых цепочках Арктики, а также в культуре и выживании коренных народов, поэтому ученых интересует изучение возможных рисков, связанных с увеличением трафика морских судов в регионе.

Донна Хаузер (Donna D. W. Hauser) и ее коллеги из Полярного научного центра Вашингтонского университета оценили уязвимость для 80 субпопуляций семи видов млекопитающих: белухи (Delphinapterus leucas), нарвала (Monodon monoceros), гренландского кита (Balaenamysticetus), нерпы (Pusa hispida), бородатого тюленя (Erignathus barbatus), моржа (Odobenus rosmarus) и белого медведя (Urus maritimus). Уровень уязвимости складывался из двух параметров — потенциального влияния судоходства и потенциальной чувствительности животных. Исследователи оценили потенциальное влияние движения судов на субпопуляции как степень перекрывания ареала обитания каждой субпопуляции и морских судоходных путей при минимальном уровне оледенения. Чувствительность оценивалась на основе потенциальных биологических эффектов от судов, описанных в публикациях, таких как воздействие шума, возможность столкновения, а также состояния субпопуляции и частоты прохождения судов . Также ученые оценили уровень неопределенности для влияния (когда распределение субпопуляций было неизвестно точно) и для чувствительности (когда литературные данные были противоречивы или отсутствовали).

Более половины (53%) субпопуляций оказались потенциально подвержены негативному влиянию движения судов. По оценкам авторов, наиболее уязвимыми среди них стали субпопуляции нарвала, белухи, гренландского тюленя и моржа. Относительно низко уязвимыми оказались субпопуляции белого медведя и нерпы, однако эту оценку нельзя считать точной, потому что как раз для них уровень неопределенности был самым высоким. В местах с узкими участками моря, таких как Берингов пролив, авторы оценили уровень уязвимости в два-три раза выше, чем в более широких морских участках. Ни мигрирующие млекопитающие, ни суда не могут обойтись без прохождения через эти участки.

В результате исследования стали очевидны области Арктики, которые требуют более внимательного изучения. Оценка уязвимости морских млекопитающих перед судоходством, по мнению авторов, стала первым шагом к разработке эффективных мер по охране этих животных. Морские млекопитающие живут в специфических местообитаниях, долго растут и имеют небольшую численность субпопуляций — все это ограничивает их способность быстро реагировать на сильные изменения в среде обитания.

Недавние исследования российской Арктики показали [3], что таяние ледников ускорилось примерно в два раза за последнее десятилетие. Согласно некоторым прогнозам [4], Арктика может остаться без льда на летний период уже к 2040 году, что отразится на всей жизни в регионе, и, возможно, на климате всей планете.

 

/nplus1.ru/ [5]