США ускоряют темпы в строительстве современного тяжелого ледокола

polar-star

После своего ежегодного послания Федеральному Собранию ранее в этом году, президент Российской Федерации Владимир Путин попал в заголовки американских газет из-за своих комментариев относительно военной мощи страны, заявив о разработке новой «неуязвимой» ракеты. Меньше внимания привлекло его повторное заявление относительно амбициозного стремления к расширению торгового мореплавания в Арктике, пишет Arctic Today.

Путин сказал, что объем грузоперевозок по Северному морскому пути к 2025 году увеличится в десять раз, а для обеспечения влияния России ее промышленная и военная экспансия в Арктике будет продолжаться, подкрепляемая ледокольным флотом. «Россия строит современные атомные ледоколы. У нас был и будет самый мощный ледокольный флот в мире», — сказал он.

И хотя причины подвергать сомнениям некоторые из заявлений Путина относительно российского оружия есть, его прогнозы по ледоколам кажутся более реалистичными. У России есть 44 ледокола в эксплуатации и еще 15 планируются к постройке или строятся, по данным научно-исследовательской службы конгресса. У Финляндии 10 ледоколов, а у Канады и Швеции – по 7.

Китай, у которого есть один ледокол, заявил о том, что первый национальный ледокол будет готов отправиться в Арктику через год. У США четыре ледокола в эксплуатации, два из которых принадлежат государству и еще два — частным подрядчикам.

Двенадцать лет назад Национальная академия наук призывала незамедлительно начать строительство ледоколов для Береговой охраны, чтобы заменить суда Polar Sea и Polar Star, которые могут двигаться сквозь тяжелые льды. Ледокол Polar Sea разрушился в 2010 году и был разобран на части, а для удержания Polar Star ледокола на плаву Береговая охрана тратит 15 миллионов долларов в год.

В ноябре прошлого года Рекс Тиллерсон, занимавший пост Государственного секретаря США, сказал, что Береговая охрана «очень гордится» 42-летним ледоколом Polar Star, несмотря на «его жалкое состояние». После многих лет отсутствие каких-либо планов по их замене, шансы на появление по крайней мере одного нового ледокола у США наконец-то увеличились.

Конгресс утвердил начальное финансирование, а администрация Трампа поддерживает план по выделению 750 миллионов долларов из бюджета на следующий год для завершения работы. Береговая охрана заявляет, что новый ледокол начнет ходовые испытания в 2023 году, а ледокол Polar Star будет поддерживаться в рабочем состоянии еще в течение двух лет. Время уже поджимает.

Сегодня США «в одном шаге от того, чтобы оставить нацию без тяжелой ледокольной мощи», — сказал командующий Береговой охраной Пол Цукунфт подкомитету Конгресса 14 марта. Один из предметов спора состоит в том, согласится ли Конгресс на многолетнюю программу финансирования ледоколов в будущем, заказывая сразу серию из нескольких вместо одного за раз.

Так как США за последние более чем 40 лет не строили ни одного тяжелого ледокола, частные компании не готовы к такому проекту и хотят быть уверенными в перспективах. Критики говорят о том, что такой подход снижает гибкость и возможности контроля со стороны Конгресса. «Реалии таковы, что наша промышленная база в этой области не просто атрофировалась, а исчезла», – сказал первый заместитель командующего Береговой охраны Чарльз Майкл 9 апреля во время выставки Sea-Air-Space в штате Мэриленд.

«Практически все современные технологии создания ледоколов являются иностранными», – сказал он. Совсем не ясно, распространится ли энтузиазм по части финансирования одного ледокола автоматически на финансирование последующих судов, которые понадобятся в связи с продолжающимися опасными изменениями в Арктике и в связи с расширением сферы ответственности Береговой охраны.

Долгосрочные бюджетные планы не включают дополнительные миллиарды, которые необходимы для последующих судов. Береговая охрана говорит, что ей необходимо три тяжелых ледокола и три средних ледокола. Неизбежный конфликт между расходами и налоговыми поступлениями способствует тому, что чиновники при любой возможности стараются избегать планирования на перспективу.

США вступили в глубокий бюджетный дефицит из-за недавнего грандиозного снижения налога на прибыль корпораций, и урезание аппетитов является одним из способов хоть немного сбалансировать текущий уровень налогов и расходы. Год назад в проекте бюджета администрации Трампа было предложено сократить общий бюджет на Береговую охрану США на 1,3 миллиарда долларов под тем предлогом, что деньги необходимы на строительство «большой красивой стены» с Мексикой.

Трамп отступил, предложив стабильный бюджет, а Конгресс увеличил его, заложив средства на закупку нового ледокола. Трамп одобрил выделение денег на новый ледокол. Десятилетия невнимания к этой сфере привели к ситуации, когда угрозы национальной безопасности и окружающей среде заметно усугубились из-за планов России, Китая и других стран по полярному присутствию.

Для России с ее почти 15000 милями арктической береговой линии инвестиции в ледоколы – очевидное решение. Арктическое побережье США гораздо скромнее, но все возрастающее международное внимание к Арктике уже превратило простую нехватку ледоколов в настоящий кризис.

Тем временем, одна французская компания заявила о своих планах создания ледокольного круизного судна для Арктики. Компания Ponant говорит о том, что ее ледокол, который будет строиться в Румынии, сможет перевозить пассажиров на Северный полюс в самых роскошных условиях уже к 2021 году – на два года раньше, чем Береговая охрана США получит свое новое судно. «Что касается географического Северного полюса, то он перестанет быть недостижимой мечтой», – заявил официальный представитель Ponant.



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru