- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Михаил Григорьев об эволюции Северного морского коридора

maxresdefault [1]

Михаил Григорьев, член научного совета при Совете Безопасности РФ, председатель экспертной группы по вопросам освоения минеральных ресурсов и развития транспортной системы в Арктике

Происходящее потепление климата и освобождение ото льда значительных акваторий, развитие ледокольного флота, развитие проектов освоения природных ресурсов с морской схемой транспортировки являются стимулами развития арктического судоходства. Наиболее динамично развивается Северный морской транспортный коридор, протягивающийся от Баренцева до Берингова моря, центральным сектором которого является Северный морской путь.

Северный морской транспортный коридор образуют не только акватории арктических морей, но и впадающие в них судоходные реки России. Он обеспечивает не только часть «северного завоза», но и основные коммерческие задачи арктического судоходства, в частности вывоз продукции нефтегазового и горнорудного комплекса на мировой и внутренний рынки, финансирование действующих производств горнорудного и нефтегазового комплекса; обустройство месторождений и строительства производств; работы на лицензионных участках на шельфе и побережье; международную торговлю: внутрироссийский транзит и международный транзит — минуя Российскую Федерацию или через порты ввоза и вывоза на территории РФ.

Развитие Северного морского транспортного коридора происходит эволюционным путем. Первая фаза: выполнение роли исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации РФ — обеспечение поддержания деятельности поселений («северный завоз») и вывоз продукции (Варандей, Норильск, Певек и др.), обеспечение реализации крупных инвестиционных проектов, национальной безопасности и суверенитета страны. Вторая фаза: развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения вывоза продукции арктического нефтегазового комплекса на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Это потребует развития ледокольного и вспомогательного флота, портовой инфраструктуры, формирования аварийно-спасательных сил, навигационного и гидрографического обеспечения, решения многих иных задач.

Решение поставленных на второй фазе задач снизит риски арктического мореплавания, стоимость прохода судов и позволит перейти к третьей фазе развития — формированию международной транспортной артерии, обеспечивающей не только вывоз добываемого в российской Арктике сырья на мировые рынки, но и растущий транзитный грузопоток — как между западными и восточными регионами России, так и между рынками Атлантики и Тихого океана.

/portnews.ru/ [2]