Эксперты выступают за кластерный подход к освоению шельфа Поморья

t10-1

Кластерный подход, подразумевающий разработку нескольких месторождений в единой системе, при освоении нефтегазовых ресурсов на шельфе Арктики позволит оптимизировать процесс и снизить затраты за счет унификации объектов обустройства, создания единой системы транспорта и отгрузки продукции, а также общей инфраструктуры снабжения. Такие выводы содержатся в тезисах представителей НК «Роснефть» и ЦКБ «Коралл» (ОСК), подготовленных к конференции во ВНИИГАЗе.

Юго-Восточная часть Баренцева моря (Печорское море) характеризуется значительными запасами углеводородов, которые залегают в относительно мелководной части акватории (средние глубины 20-30 метров). В пределах каждого лицензионного участка выделяется, как правило, несколько месторождений, удаленных друг от друга на расстояние 20-100 км. Таким образом, для полноценного освоения всего участка на каждом месторождении должна устанавливаться ледостойкая платформа или блок-кондуктор, следует из материалов.

В рассматриваемом районе практически отсутствует необходимая инфраструктура снабжения морских объектов обустройства месторождений (береговые базы, вспомогательный флот), а также системы предупреждения и ликвидации последствий аварийных разливов, отмечают представители компаний. Регион характеризуется тяжелыми ледовыми условиями (толщина льда до 2 метров, наличие торосов и стамух), коротким навигационным периодом (в среднем 4 месяца).

В числе преимуществ кластерного подхода указывается: возможность унификации в проектировании и строительстве, применение серийных буровых комплексов на базе буровой установки «Арктика» (изготовитель НГО «Уралмаш Холдинг»), применение блочно-модульного исполнения конструкций и оборудования, наличие общей береговой инфраструктуры, создание общего флота обслуживания, единой транспортной инфраструктуры.

Один из вариантов добычи нефти на месторождениях Поморского кластера подразумевает перемещение буровой ледостойкой платформы по объектам по мере выработки запасов и отгрузку товарной нефти с другой ЛСП.

По мнению экспертов, синергетический эффект при применении кластерного подхода в Поморье возможен, в частности, при использовании существующих или проектируемых систем внешнего транспорта продукции. Так, при транспортировке природного газа может быть задействована инфраструктура проекта «Печора СПГ» («Роснефть»), при транспортировке нефти — береговая база Варандейского отгрузочного терминала (НК «Лукойл»), резервуарный парк о.Колгуев, а также платформа «Приразломная» («Газпром нефть»).

С точки зрения снижения экологического ущерба в береговой зоне авторы доклада считают предпочтительнее варианты обустройства месторождений с размещением всего объема технических средств технологического процесса на морских объектах. В Поморский кластер входит Северо-Поморский-1 и 2, Русский, Поморский и Южно-Русский участки.

/OilCapital.ru/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru