- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Австралийская WorleyParsons проектирует новый СПГ-завод на Сахалине для «Роснефти»

Вид на месторождение Чайво, входящее в проект Сахалин-1. 10 октября 2006 года. Крупнейший в России нефтедобытчик государственная Роснефть откладывает срок запуска завода Дальневосточный СПГ на период после 2020 года, говорится в презентации компании. REUTERS/Sergei Karpukhin [1]

Контракт на создание (pre—FEED) заключен с дочерним подразделением «УорлиПарсонс Сахнефтегаз Инжиниринг» и оценивается в 189,024 млн рублей. Новый проект по созданию нового завода по сжижению природного газа должен быть подготовлен в течение ближайших пяти месяцев

У «Роснефти» в публичных планах пока только один СПГ-проект на Сахалине. С целью монетизации газа проекта «Сахалина-1» и собственных шельфовых месторождений «Роснефти» в районе острова запланирована реализация проекта «Дальневосточный СПГ», реализуемого в рамках СРП «Сахалин-1» (оператор Exxon Neftegas c долей участия 30%). «Роснефти» через дочерние «Сахалинморнефтегаз-Шельф» – 11,5 % и «РН-Астра» – 8,5% принадлежит 20% в проекте «Сахалин-1». Среди других партнеров по проекту японская Sodeco – 30% и индийская ONGC – 20%.Это один из крупнейших российских проектов с привлечением иностранных инвестиций, в рамках которого осваиваются три месторождения Чайво, Одопту, Арктун-Даги.

Среди последних новостей: в конце апреля этого года были отложены судебные слушания в Стокгольме по налоговому спору между ExxonMobil и Россией в рамках проекта «Сахалин-1», поскольку стороны договорились урегулировать разногласия в досудебном порядке. Exxon предъявила претензии к России в 637 млн долларов. Американская компания утверждала, что переплатила эту сумму с 2009 г., когда ставка налога на прибыль в России снизилась до 20%, а ExxonMobil платила налог в 35% в рамках СРП.

Реализация проекта «Дальневосточный СПГ» предусматривает строительство завода СПГ на Дальнем Востоке РФ с производительностью первой очереди 5 млн т в год, а также морского порта отгрузки СПГ и сопутствующей газотранспортной инфраструктуры. В рамках «Сахалин-1» предполагается направить в проект «Дальневосточный СПГ» газовые запасы второй стадии разработки месторождения Чайво, порядка 8 млрд куб. м газа в год. По мнению ExxonMobil, газовая программа проекта «Сахалин-1» может быть реализована после 2020 г. Вне проекта «Сахалин-1» с 2014 г. «Роснефть» как оператор ведет разработку соседнего актива Северная оконечность месторождения Чайво. В планах выйти на проектную мощность в 1,4 млрд куб. м по газу в 2022 г.

Весной этого года Минэнерго РФ рекомендовало компаниям, участвующим в проекте «Сахалин-1», решить вопрос с реализацией газа разрабатываемых месторождений. Рассматривались два варианта: строительство завода СПГ в Де-Кастри (Хабаровский край) отдельно или поставки газа для третьей очереди «Сахалина-2». Окончательный вариант предложит оператор, а государство, по словам представителей Минэнерго, также будет влиять на этот процесс, исходя из собственной прибыли, получаемой по СРП. Сейчас, по-видимому, сотрудничество с «Сахалин-2» перестало рассматриваться, а размещение площадки теперь может быть пересмотрено в пользу Сахалина.

В феврале 2013 г. Exxon Neftegas и «Роснефть» подписали меморандум о взаимопонимании в целях совместного изучения экономической эффективности проекта Дальневосточного завода СПГ. Согласно планам завод предполагалась ввести в строй в конце 2018 г. «Роснефть» уже заключила соглашения о продаже СПГ с этого завода с поставками, начиная с первого квартала 2019 г. Рассматривались две площадки в Де-Кастри в Хабаровском крае, где сейчас функционирует терминал по отгрузке нефти проекта «Сахалин-1», а «Роснефть» настаивала на варианте строительства «Дальневосточного СПГ» на юге острова Сахалин, где уже действует первый в России СПГ-завод другого СРП «Сахалин-2». Разрабатываемые месторождения и того, и другого проектов находятся на северных участках шельфа острова Сахалин, поэтому «Роснефть» в судебном порядке добивалась доступа к газопроводу «Сахалина-2» в объеме 8 млрд куб. м газа в год.

Еще одна коллизия: у Exxon Neftegas уже есть негативный опыт сотрудничества с «УорлиПарсонс Сахнефтегаз Инжиниринг», выполнявшей для проекта «Сахалин-1» инжиниринговые работы по надводной части платформы для месторождения Аркутун-Даги. Exxon Neftegas раскритиковал работу подрядчика и заключил новое соглашение с DSME. В результате в американских судах в 2013-2014 гг. с обеих сторон развернулась война исков.

«УорлиПарсонс Сахнефтегаз Инжиниринг» позиционирует сейчас себя как российская компания, но вот уже год с июня 2016 г. она принадлежит британской дочке австралийской компании WorleyParsons – WorleyParsons Europe Limited (99%), а также Intecsea, зарегистрированной в Великобритании, (1%). «УорлиПарсонс Сахнефтегаз Инжиниринг» создавалась как совместное предприятие «Зарубежнефтестроймонтаж» (51%) – дочерняя компания «Зарубежнефти», а также WorleyParsons Europe Limited (тогда 49%). Затем «Зарубежнефть» вышла из состава СП, а в 2009 г. доля в 51% в уставном капитале стала собственностью частного лица Александра Саруханова, в 2015-2016 гг. его доля перешла британским компаниям.

За плечами у «УорлиПарсонс Сахнефтегаз Инжиниринг» несколько выполненных проектов, в том числе подготовка проектной документации для «Владивосток СПГ», выполненная в 2016 г. по заказу «ВНИПИгаздобыча»; части проектной документации для проекта освоения 2 и 3 фаз Штокмановского месторождения через компанию Intecsea; также компания выполняет работы для «Ямал СПГ». Проект «Владивосток СПГ» «Газпрома» предполагал строительство в Приморском крае СПГ-завода мощностью 15 млн т, первую линию мощностью в 5 млн т планировалось ввести в 2018 г. Но в прошлом году проект перестал быть приоритетным для «Газпрома» из-за сложной конъюнктуры на мировых рынках.

 

/neftianka.ru/ [2]